Замена тормозных колодок и дисков. Оценка состояния тормозной жидкости

Исправные тормозные диски вкупе с качественными тормозными колодками играют крайне важную роль в деле обеспечения безопасности при управлении автомобилем. В процессе работы данные элементы тормозной системы постоянно подвергаются трению, что неизбежно приводит к их износу. Если не производить своевременную замену тормозных колодок и дисков, вероятность возникновения аварийных ситуаций на дороге резко возрастает.


Специалисты АвтоТехЦентра на Сортировке предлагают автомобилистам следующие услуги:

  • Диагностика тормозной системы
  • Диагностика степени износа тормозных колодок
  • Проверка степени износа тормозных дисков и барабанов
  • Замена тормозных колодок
  • Замена тормозных дисков

  

Особенности барабанных и дисковых тормозов

В зависимости от марки и модели автомобиль может быть оснащен барабанной или дисковой тормозной системой. Тормозные барабаны представляют собой закрытый механизм, внутри которого находятся колодки. При нажатии на педаль тормоза колодки прижимаются к внутренней поверхности барабана. Среди достоинств барабанных тормозов можно назвать простоту изготовления, низкую стоимость и эффект механического самоусиления. Основным недостатком барабанных тормозов является высокая вероятность их перегрева, обусловленная расположением колодок внутри барабана, что затрудняет теплоотдачу. Дисковые тормоза устроены иначе. В них колодки располагаются по бокам тормозного диска, и при торможении они плотно прилегают к диску, не позволяя ему вращаться. Колодки в этом случае свободно обдуваются воздухом, что способствует их охлаждению. Они легче и чувствительнее. Повышение температуры у дисковых тормозов в отличие от барабанных не вызывает сильного снижения эффективности. При износе дисковых тормозов необходима лишь замена колодок.

 

Как выбирать тормозные колодки для автомобиля?

При замене колодок следует учитывать такие характеристики, как жесткость, износостойкость и коэффициент трения. Для безопасной эксплуатации автомобиля каждой конкретной модели необходимо подбирать тормозные колодки со строго определенными характеристиками. Следует отметить, что для некоторых моделей автомашин тормозные колодки являются взаимозаменяемыми. Однако нельзя осуществлять подбор колодок самостоятельно, так как будучи одинаковыми по размерам, они могут иметь различные характеристики фрикционного материала. Так, нельзя установить на джип колодки, рассчитанные на седан, даже при условии полного совпадения размеров, ведь повышенной нагрузки они просто не выдержат.

Осуществляя замену тормозных колодок, грамотный мастер будет ориентироваться на модель автомобиля и его массу. Только такой подход обеспечит безопасную эксплуатацию автомашины даже при условии использования неоригинальных колодок. При выборе колодок их стоимость не должна являться определяющим фактором. Ведь от их качества зависит эффективность работы тормозной системы. Хорошие, правильно подобранные колодки будут долгое время качественно выполнять свои функции. Плохие или неподходящие тормозные колодки не только снижают эффективность торможения, но и приводят к деформации дисков, возникновению на их поверхности глубоких канав.

 

Деформация тормозных дисков и колодок: причины и последствия

Для адекватной работы тормозной системы очень важно следить за состоянием колодок и дисков. Их рабочая поверхность с течением времени неизбежно деформируется, что ухудшает контакт между поверхностями колодок и дисков. Результатом являются сложности при торможении, что увеличивает вероятность возникновения аварийных ситуаций. Периодичность замены колодок во многом зависит от стиля вождения и условий использования автомашины. Частые длительные торможения безусловно снижают срок службы колодок. К тому же негативное влияние оказывает воздействие применяемых на дорогах в зимнее время антигололедных реагентов.

Пожалуй, одной из главных причин, приводящих к досрочной замене тормозных дисков, является их перегрев. Все водители время от времени сталкиваются с ситуацией, когда после резкого торможения, вызвавшего нагрев дисков, автомобиль попадает в лужу с холодной водой. Такой перепад температур является одной из причин деформации дисков. Не произведенная вовремя замена тормозных дисков может привести к отклонению от прямолинейного движения при торможении, вибрации педали тормоза при нажатии, возникновению визга и свиста. 

Оценка состояния тормозной жидкости

Один из важнейших элементов тормозной системы как правило незаслуженно обелён вниманием автолюбителей — это тормозная жидкость!

Как правило  (но не всегда) автовладельцы вспоминают о тормозной жидкости в момент неисправности тормозной системы — педаль тормоза  «провалилась» или же где-то   на автомобиле были обнаружены следы подтекания. Но есть ещё один интересный аспект который не стоит оставлять без внимания даже при абсолютно исправной тормозной системе — состояние тормозной жидкости.

Для начала — краткий обзор,какие же бывают тормозные жидкости?

Основных классов всего 4:

DOT 3

DOT 4

DOT 5

DOT 5.1

Обычно подобная маркировка наноситься на бачке или на крышке бачка с тормозной жидкостью. В продаже можно встретить тормозную жидкость DOT 4+ либо DOT 4.5 но это прихоть производителей жидкости,просто их продукция по параметрам превосходит общепринятые стандарты. Так же хотелось бы обратить внимание что жидкости классов DOT 3, DOT 4, и DOT 5.1 в принципе допускается смешивать, а вот жидкость DOT 5 с остальными смешивать не допускается,ввиду принципиально разных составов.

Любая тормозная жидкость должна соответствовать многим параметрам,например - иметь постоянную вязкость в довольно широком диапазоне температур, не должны быть агрессивны к материалам из которых изготовлена тормозная система и так далее. Но нам интересен такой параметр как температура кипения,и вот почему - не секрет что работа тормозной системы вызывает повышенный нагрев рабочих поверхностей и соответственно нагрев самой тормозной жидкости. В силу своих выдающихся качеств, а именно сохранение одинаковой вязкости и при -40ºC и при температурах гораздо выше +100ºC, Тормозные жидкости в большей или меньшей степени, в зависимости от класса, гигроскопичны - то есть эти жидкости активно впитывают влагу из воздуха, эта самая влага существенно снижает температуру кипения тормозной жидкости например тормозная жидкость DOT 4  (самая распространённая) новая — содержание воды до 0,5% — закипает при температуре не ниже +230ºC а при содержании влаги 3,5% — примерно год эксплуатации — та же самая жидкость вскипает уже при +155ºC и именно по этой причине практически все автопроизводители рекомендуют менять тормозную жидкость один раз в два года не зависимо от пробега — это прежде всего Ваша безопасность! Так как образующиеся при кипении пузырьки воздуха могут одномоментно снизить эффективность тормозов практически до нуля!

Так же примерно за два года срабатываются антикоррозийные присадки тормозной жидкости,что так же может привести к отказу тормозной системы,ввиду коррозии компонентов системы,но чаще выливается в незапланированный   бывает и дорогостоящий) ремонт. Ну и на последок — не стоит забывать что в тормозную жидкость ни в коем случае не должны попадать масла, растворители и прочие тех.жидкости способные привести к разрушению резиновых уплотнений тормозной системы.